Первое сообщение, что лососи откладывают икру в специально вырытые ямки, вызвало у многих биологов глубокие сомнения. А когда в 1846 году француз Коста доложил в Академию наук, что колюшка вьет самые настоящие гнезда из травы и заботливый папаша охраняет икру и мальков, некоторые академики даже слушать не стали эту "сказку".
Теперь ученые-ихтиологи знают, что в процессе эволюции у разных видов рыб сформировались разные формы воспитания потомства. Те рыбы, которые слабо заботятся о своих будущих детях, лишь разбрасывают икру, мечут, как правило, очень много икринок - ведь степень вероятности, что из них благополучно выклюнутся и вырастут новые рыбки, крайне низка. Есть рыбы, которые выметывают миллионы икринок. Казалось бы, их в морях и реках должно быть просто тьма. Но этого не происходит: миллионы икринок и мальков гибнут, и из огромного потомства благополучно вырастают только единицы. В этом тоже проявляются глубокие закономерности живой природы, сбалансированность всех видов животных и растений.
Что получилось, если бы миллионы рыб одного вида благополучно достигли преклонного возраста и за свою жизнь не раз выметали миллионные порции икры? Они не только заполони ли бы все водоемы, но и вывели, уничтожили всех других рыб, которым не хватало бы кормов, кислорода в воде, жизненного пространства. Такого нарушения порядка природа не терпит. Когда в зависимости от условий какой-то вид рыб начинает слишком бурно размножаться - это называется "биологическим взрывом", - тотчас на обильных кормах так же быстро размножается хищник, питающийся этой рыбой. Многочисленные хищники довольно быстро уменьшают число размножившихся рыб, но, сожрав большинство из них, сами остаются без корма, и тогда количество рыб постепенно вновь сокращается до нормы.
Так природа поддерживает равновесие среди животных каждого вида.
Регулируется это соотношение и другим путем. Чем больше заботы проявляют рыбы о своем потомстве, тем больше вероятности, что икра и мальки благополучно уцелеют, а молодые рыбки успешно вырастут. Отсюда закон экономности природы: более внимательные родители обычно менее плодовиты.
Как же рыбы проявляют заботу о своем потомстве?
По-разному. Маленькая рыбка из Бразилии нанностомус выметывает икру просто на растения. Родители придирчиво выбирают кустики растений, в которых хорошо можно будет спрятаться малькам.
У их соседки из тех же рек сомика коридораса заботится о потомстве только мать. Икру она откладывает в сложенные вместе брюшные плавники, которые образуют своеобразный мешочек, будто рыбка держит икру в пригоршне. Она долго плавает, пока не выберет место на листьях или камнях, которые ей покажутся подходящими. Тогда коридорас смачивает это место специальным клеем и налепляет на клей икринку. Посмотрите на Фотографию. Одну из них рыбка уже поместила на стекло аквариума - слева вверху. Этим родительская забота у коридорасов и ограничивается.
Другие рыбы идут дальше. Карликовая цихлида охраняет свою кладку. Обязанности по сохранению икры и мальков возложены на отца. Он выбирает место будущей кладки - лист растения, а затем не только охраняет ее, но и обдувает плавниками, снимает соринки, удаляет испортившиеся икринки (на фотографии видно, одна из них сброшена на нижний лист). Естественно, процент выхода мальков при таком уходе довольно высок, поэтому нет надобности в миллионах икринок. Можете посчитать сами на фотографии, сколько детей будет у этого папаши.
Крохотные малайские бычки - длиной всего в 3 сантиметра - избрали для гнезда пустую раковину. Папа сидит внутри, он занят проветриванием икры, ее очисткой. А мама плавает вокруг, беспокоится: так ли отец все делает, как надо. Впрочем, проверить свои подозрения она лишена возможности: после нереста самец ни за что не пустит ее в дом, не доверит ей заботу о потомстве.
Хорошо, когда икру можно отложить на лист, в пустую раковину. Неплохо свить гнездо и из травы, как это делает наша колюшка и индийский лялиус. А если подобного ничего нет под "рукой"? Тогда некоторые рыбы приспособились делать гнезда из... ничего.
Макроподы и бойцовые рыбки делают гнездо из воздуха. Самец захватывает с поверхности воздух и катает его во рту. Получается пузырек, окруженный слюной. Из пузырьков образуется сначала пена, а потом круглое пенное гнездо. На поверхности воды оно иногда достигает диаметра глубокой тарелки, а если взглянуть сбоку, возвышается над водой, как сверкающая снежна я гора. Слюна у этих рыбок особая, она держит воздух в пузырьках ровно столько, сколько нужно для развития икры и мальков. В пенном гнезде образуется благоприятный микроклимат: воздух лучше проводит тепло, чем вода, рассеивает палящие лучи солнца, да и дышится в воздушном замке лучше, Созревают икринки, появляются мальки. Когда маленьким рыбкам пора искать корм, они расплываются, а воздушный замок, как и полагается такому строению, тает, вновь превращаясь в ничто. К этому времени и отец, постоянно стоявший под гнездом и подправляющий его, теряет интерес к нему и к детям: помочь им отыскивать корм он не в силах.