2.2. Температурная выносливость
В природных условиях рептилии значительно чаще сталкиваются с опасно высокими температурами, чем с опасно низкими, поскольку активность большей части видов лежит в непосредственной близости от этого температурного уровня.
Критический максимум температуры тела – уровень температуры тела, при котором наступает резкое расстройство координации движений, судороги. Изменения, происходящие в это время в организме часто бывают необратимыми и ведут к гибели животных. В естественных условиях достижение температурой тела критического максимума – редкое явление. Критический максимум является объективным видоспецифичным показателем. Может показаться логичным, что у аридных дневных видов ящериц критический максимум всегда высокий: у пустынной игуаны – 47.5°C, у Uta stansburiana – 48.4°C, у ушастых и песчаных круглоголовок 48-50°C, у ночных видов он заметно ниже: y Xantusia vigilis – 40-44°C, у сцинкового геккона – 41-43°C. Однако, сетчатая ящурка, обитающая совместно с ушастыми и песчаными круглоголовками и встречающаяся, практически, в одно с ними время суток, имеет критический максимум всего 44°C, т.е. сходный со сцинковым гекконом! Серый геккон, который даже самое жаркое время суток проводит на стволах саксаула или песчаной акации при высоких температурах среды имеет критический максимум такой же как и у сцинкового геккона, который не сталкивается с высокими температурами. Также мало критический максимум связан с предпочитаемыми температурами. При одинаковом критическом максимуме отмечены разные предпочитаемые температуры у сцинкового (27.5-33.0°C) и серого (36-40°C) гекконов. При одинаковом критическом максимуме песчаные и ушастые круглоголовки имеют разные предпочитаемые температуры (соответственно 40-43°C и 37-42° C). Вместе с тем, при сходных предпочитаемых температурах у сетчатой ящурки (36-41°C) и ушастой круглоголовки (37-42°C), их критические максимумы различны. Очевидно, критический максимум в меньшей степени зависит от условий обитания и в большей – от систематического положения группы. Так, наиболее высокие критические максимумы из ящериц у агамид и игуанид, а наиболее низкие – у сцинцид и гекконид. У змей температурная выносливость обычно ниже, чем у большинства ящериц. Так, для Coluber constrictor и Masticophis flagellum критический максимум составляет 42.4°C, для Arizona elegans 41.8°C, для Crotalus cerastes 41.6°C.
Не исключено, однако, что в ряде случаев величина критического максимума может несколько изменяться при адаптациях к различным условиям. Так, на трёх видах анолисов показано, что температурная выносливость у них уменьшается с повышением высоты обитания популяции ящериц.
Температурная выносливость утром и вечером ниже, чем в середине дня, что может иметь некоторое адаптивное значение. Это показано на черепахах Chrysemys picta, а также на песчаной круглоголовке.
Критический минимум для большинства ящериц и змей составляет 2-4°. Однако величина его у некоторых низкоширотных видов может оказаться довольно высокой. Так для Anolis carolinensis она в определённых условиях акклимации может быть 15.5-16.5°C.
Следует отметить, что у рептилий критическая температурная выносливость связана также с температурой акклимации, т.е. той температурой, при которой содержали животное до опыта.